Нобель Эммануил Людвигович

1859-1932

Нобель Эммануил Людвигович

Родился в Санкт-Петербурге в семье промышленников шведского происхождения. Первоначальное образование он получил в школе святой Анны в Петербурге, далее последовали годы учебы в Политехнической школе в Берлине, а затем в Стокгольмском Технологическом институте. В 1889 г. принял российское подданство.

Занял после смерти отца Л.И. Нобеля в 1888 году и кончины в 1893 года брата Карла — директорский пост на Механическом заводе "Людвиг Нобель" (в настоящее время — "Русский дизель") и в Товариществе нефтяного производства "Братья Нобель" (основано в 1879 году). Племянник Альфреда Нобеля.

При нем продолжали расширяться станкостроение, машиностроение, создание оборудования для нефтяной промышленности. К этому добавился еще ряд уникальных областей. На "Механическом заводе "Людвиг Нобель" впервые в мире разработан и изготовлен дизельный двигатель на сырой нефти. В 1899 году впервые в мировой практике начато серийное производство таких дизелей, получивших официальное, признанное во всем мире наименование "русский дизель" за уникальность конструкции и технологию изготовления. Уже в 1903 году на заводе "Людвиг Нобель" созданы первые в мировой практике судовые дизельные установки. А в 1904 году такая установка была смонтирована на первом в мире теплоходе "Сармат". В 1908 году здесь же создана установка для первой в мире дизельной подводной лодки "Минога". Уже в 1900–1910-е годы "Механический завод "Людвиг Нобель" стал мировым лидером по производству дизельных двигателей. В 1912 году на всех флотах мира было 16 судов с дизельными установками мощностью свыше 600 лошадиных сил. Из них 14 судов — с дизельными установками "Механического завода "Людвиг Нобель".

В соответствии с уже сформировавшейся заводской традицией завод передавал права на серийные выпуски дизелей другим российским предприятиям: Коломенскому заводу (1903), Николаевскому заводу (1907), заводу Фельзер в Нижнем Новгороде (1910), Сормовскому заводу (1911).

С 1911 года дизельные насосы "Механического завода" устанавливаются на ледоколах, на Тульском оружейном заводе, на Морском полигоне, на насосных станциях Санкт-Петербургского, Киевского, Казанского и Владимирского водопроводов, во многих жилых и промышленных зданиях Санкт-Петербурга, других городов России.

С 1893 года являлся Членом-Благотворителем Попечительства в память Императора Александра II над воспитанниками окончившими курс Ремесленного училища цесаревича Николая.

"Заботясь о получении детьми своих служащих среднего и высшего образования, Товарищество на свои средства основало для сыновей служащих три стипендии имени Л.Э. Нобеля, М.Я. Белямина и П.А. Бильдерлинга в С.-Петербургском Технологическом институте; по одной — в Горном институте, Ремесленном училище цесаревича Николая, Коммерческом училище и Бакинском реальном училище; ... Кроме того, Товарищество выделяет еще отдельные пособия нуждающимся студентам, в количестве до 10 человек, в размере 30 рублей ежемесячно на все время прохождения ими курса, сверх платы за учение. Имеется еще особый капитал в 6000 рублей (имени М.Я. Белямина), проценты с которого выдаются в виде пособий на обучение детей" [1, с. 134].

Спонсор русской экспедиции в Южную Америку 1914–1915 г.

После революции в 1921 г. выехал в Швецию. В 1924–1925 гг. оказывал материальное содействие в организации Свято-Сергиевского подворья в Париже.

Источники:
1. С. Семенцов. Семья Нобель. Династия первооткрывателей // Конкуренция и рынок. 2001, № 9.
2. Двадцатипятилетие Товарищества нефтяного производства бр. Нобель 1879–1904. — СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904. — 171 с.
3. Иностранцы в Петербурге. Интернет-сайт www.300online.ru

^