Потеев Михаил Иванович

Организатор и заведующий кафедрой технологий профессионального обучения (1998–2009). Кандидат технических наук, профессор. Декан факультета повышения квалификации преподавателей (1984–2004). Секретарь комитета ВЛКСМ ЛИТМО. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Выпускник ЛИТМО (1963).

 

Родился 11 июля 1939 года. Окончил Киевское суворовское военное училище (1957), Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО) (1963) по специальности «Математические и счетно-решающие приборы», аспирантуру по кафедре технической механики (1966).

Работа в ЛИТМО: ассистент кафедры технической механики (1966-68), секретарь комитета ВЛКСМ (1966–67).

Служба в ВМФ (1968–69) начальником лаборатории ракетной части (г. Полярный Мурманской обл.). Работа в Рыбинском авиационном технологическом институте (г. Рыбинск Ярославской обл.) (1970–82): ст. преподавателем, доцентом, зав. кафедрой теоретической механики (1974–82).

С 1983 года работал в ЛИТМО — СПб ГИТМО (ТУ) — СПбГУ ИТМО: ст. научн. сотрудник, доцент, профессор кафедры приборов точной механики, профессор кафедры физики (1995-98), организатор и заведующий кафедрой технологий профессионального обучения (1998–2009), декан факультета повышения квалификации преподавателей (1984–2004).

Являлся членом Научно-методического совета Минвуза СССР по теоретической механике (1975–82), Научно-технического совета Минвуза СССР по созданию и применению автоматизированных обучающих систем (1976–82), Научно-методического совета Гособразования СССР по повышению квалификации преподавателей (1985–91), членом совета (с 1997) и членом президиума совета (с 1998) Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО), председателем Учебно-методического совета УМО по ППО по дистанционному обучению.

Автор двух учебников, 12 учебных пособий, пяти монографий, четырех изобретений, более 80 научных и научно-методических статей. Лауреат премии Гособразования СССР, награжден четырьмя медалями Российской Федерации и знаком Гособразования СССР «За отличные успехи в работе».

Основные преподаваемые учебные дисциплины:

  • Введение в специальность «Информационные технологии в образовании»,
  • Профессиональное консультирование,
  • Технологии открытого образования,
  • Концепции современного естествознания.

Основные научные интересы:

  • Информационные технологии в образовании,
  • Концепции современного естествознания,
  • Теоретическая механики и современная техника,
  • История и философия образования,
  • Педагогика высшей школы,
  • Профессионально-педагогическое образование.

Научный консультант по диссертационным исследованиям: Ю.Д. Жаботинского (к.т.н., д.т.н.), Н.Ф. Краченко (к.т.н., д.т.н.), Т.Н. Абрамовой (к.т.н.), В.М. Койро (к.т.н.), В.М. Великсона (к.т.н.).

Научный руководитель аспирантов: А.П. Ищенко, А.Д. Береснева, В.В. Вологжанина, Д.А. Елезова, Е.Г. Гой, И.Г. Деньгиновой, И.Н. Хромова, А.А. Подольского, Д.Н. Гринева, С.М. Вергезовой.

Являлся ученым секретарем редколлегии серии монографий "Университет ИТМО: Годы и люди" и серии научных монографий «Выдающиеся ученые Университета ИТМО», организовывал всю практическую работу по подготовке к изданию монографий, курировал подготовку и издание многотиражной газеты «Университет ИТМО»Загрузить

В 2009 году уволился из Университета в связи с выходом на пенсию.

Основные публикации

Монографии

  1. Основы аналитической дидактики. СПб.: СПб ГИТМО, 1992. — 167 c.
  2. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2000. — 226 c.
  3. ИТМО: годы и люди. СПб., 2000. — 350 с.
  4. Управление образовательными проектами с инновационной направленностью. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2001. — 184 с.
  5. Развитие профессионально-педагогического образования в университетах технического типа. Монография. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005. — 440 с.

 

Учебники и учебные пособия

  1. Концепции современного естествознания: Учебник. СПб.: Питер, 1999. — 350 c. (Рекомендован Минобразованием России).
  2. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учебное пособие. СПб.: ГИТМО (ТУ), 1999. — 126 c.(Рекомендовано Советом УМО по ППО).
  3. Информационные технологии в образовании: Введение в специальность: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. — 196 с. (Рекомендовано УМО вузов России по университетскому политехническому образованию).
  4. Практикум по методике обучения во втузах: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 94 c. (Рекомендовано Гособразованием СССР).
  5. Теоретическая механика в задачах радиоэлектроники и автоматики. Учебник-монография в 2-х частях. Ч.I — 166 c., Ч.II — 156 c. Деп. в ВИНИТИ, № 5116-82 06.10.82. Библ. указ. ВИНИТИ "Деп. рукописи", 1983, № 2, б/о 99.
  6. Автоматизированные обучающие системы: Учебное пособие. Л.: ЛИТМО, 1987. — 55 c. (Соавторы — И.З. Новик, Л.А. Смирнова).
  7. Основы маркетинга в сфере образования: Учебное пособие. СПб.: СПб ГИТМО, 1992. — 102 c.
  8. Основы менеджмента в сфере образования: Учебное пособие. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 1994. — 134 c.
  9. Практикум по методике преподавания курса теоретической механики в высшей школе: Учебное пособие. Ярославль: ЯТИ, 1977. — 80 c.
  10. Теоретическая механика. Кинематика: Учебное пособие. Ярославль: ЯТИ, 1972. — 178 c. (Соавтор — Л.С. Потеева).
  11. Теоретическая механика. Динамика: Учебное пособие. Ярославль: ЯТИ, 1974. — 250 c.
  12. Практикум по теоретической механике: Учебное пособие. Л.: ЛИТМО. 1969. — 75 c. (Соавтор — Г.И. Мельников).
  13. Демонстрации по курсу теоретической механики: Учебное пособие. Ярославль: ЯТИ, 1975. — 83 c. (Соавтор — Т.Н. Абрамова).
  14. Применение промышленных роботов в приборостроении: Учебное пособие. Л.: ЛИТМО, 1986. — 55 c. (Соавторы — В.А. Иванов, О.Н. Миляев).
  15. Повышение разрешающей способности измерительных устройств путем компьютерной обработки результатов измерений: Учебное пособие. СПб.: СПб ГИТМО, 1992. — 58 c. (Соавтор — В.С. Сизиков).

 

Учебно-методические издания

  1. Методические указания по разработке и внедрению методов активизации учебного процесса. Л.: ЛИТМО, 1985. — 23 c. (Соавтор — Г.И. Шелинский).
  2. Методические рекомендации по активизации обучения. Л.: ЛИТМО, 1986. — 11 c.
  3. Методические указания по подготовке автоматизированных учебных курсов. Л.: ЛИТМО, 1986. — 26 c. (Соавтор — А.Л. Кузнецов).
  4. Комплексное использование ЭВМ в преподавании курса теоретической механики. Экспресс-информация. М.: НИИ ВШ, 1978. Вып.22. — 31 с.
  5. Применение автоматизированных обучающих систем в курсе теоретической механики. Экспресс-информация. М.: НИИ ВШ, 1981. Вып.7. — 16 c. (Соавторы — Л.С. Потеева, И.Ю. Захарина, А.Ю. Старкова).
  6. Методические указания к расчетно-графическим заданиям по курсу теоретической механики с применением ЭВМ. Ярославль: ЯТИ, 1981. — 36 c. (Соавтор — В.В. Варенцов).
  7. Методические указания к выполнению расчетно-графических заданий по курсу теоретической механики. Статика. Ярославль: ЯТИ, 1983. — 18 c.
  8. Методические указания к выполнению расчетно-графических заданий по курсу теоретической механики. Динамика. Ярославль: ЯТИ, 1984. — 32 c. (Соавтор — Л.С. Потеева).
  9. Применение методов теоретической механики в задачах промышленной робототехники. М.: МИСИ, 1987. — 56 c. (Соавторы — С.Г. Миронцов, Л.С. Потеева, Л.Н. Спиридонова).

 

Научные статьи

  1. О влиянии начальных отклонений на движение тела в центральном поле тяготения // Сборник работ студ. научн. общ-ва ЛИТМО, Л., 1963, вып.55, С. 5-13.
  2. К вопросу о создании искусственного спутника Луны// Сборник работ студ. научн. общ-ва ЛИТМО, Л., 1963, вып.55. С. 14-23.
  3. К вопросу о возвращении космического корабля с Луны на Землю // Сборник работ студ. научн. общ-ва ЛИТМО, Л., 1963, вып.55. С. 24-34.
  4. К вопросу об относительном движении двух материальных точек в центральном поле // Труды аспирантов ЛИТМО, Л., 1966.С. 129-132.
  5. О влиянии ошибок измерений на точность предсказания хода физического процесса // Изв. вузов. Приборостроение, Л., 1966, № 2. С. 135-139.
  6. К вопросу о точности прогнозирования // Изв. вузов. Приборостроение, Л., 1967, № 2. С. 115-116.
  7. К вопросу о началах динамики // Сб. научно-метод. статей по теоретической механике. М.: Высш.шк., 1975. Вып.5. С. 137-141.
  8. О некоторых способах установления связи курса теоретической механики со специальной подготовкой студентов //Сб. научно-метод. статей по теоретической механике. М.: Высш.шк., 1975. Вып.5. C. 110-113.
  9. Об использовании ЭЦВМ для контроля и рецензирования курсовых работ по теоретической механике //Сб. научно-метод. статей по теоретической механике. М.: Высш.шк., 1977. Вып.8. C. 20-24.
  10. О математическом моделировании педагогического процесса // Межвузовский сб. статей "Технические средства в учебном процессе". Л.: ЛТА, 1978. Вып. 4. C. 44-50.
  11. Динамика промышленного робота с двумя исполнительными механизмами // Станки и инструмент. 1978, № 7 . С. 19-20. (Соавторы — Ю.Д. Жаботинский, Л.С. Потеева).
  12. О методике составления задач по теоретической механике, связанных со специализацией студентов // Сб.научно - метод. статей по теоретической механике. М.: Высш.шк., 1979. Вып.9. C. 22- 24.
  13. Использование динамических уравнений движения промышленных роботов при их проектировании // Изв. вузов. Машиностроение.1979, № 1. С. 39-42. (Соавторы — Ю.Д. Жаботинский, Л.С. Потеева).
  14. Сортировка немагнитных токопроводящих деталей с помощью электромагнитного поля // Приборы и системы управления, 1979, № 12. C. 29-30. (Соавторы — В.М. Койро, Ю.Д. Жаботинский).
  15. Применение матричных методов в алгоритмах классификации промышленных роботов // Труды ЛИАП, Л., 1980, № 141. (Соавтор — Ю.Д. Жаботинский).
  16. Методика экспериментального определения сил трения в кинематических парах автоматических манипуляторов (промышленных роботов) // Вестник машиностроения. 1981, № 4. С. 27-29. (Соавторы — В.В. Варенцов, Н.Ф. Кравченко, Ю.Б. Поляков).
  17. Моделирование на ЭВМ системы автоматизированного проектирования промышленных роботов // Вестник машиностроения. 1981, № 5. (Соавторы — В.В. Варенцов, Н.Ф. Кравченко). (3 c.)
  18. Роботизация производства на основе системного подхода // Механизация и автоматизация производства, 1981, № 11. (Соавторы — Ю.Д. Жаботинский, А.Ф. Пашков). (2 с.)
  19. О методике составления алгоритмов работы автоматизированных обучающих систем по курсу теоретической механики // Сб.научно-метод. статей по теоретической механике. M.: Высш. шк., 1980. Вып.10. C. 20-25. (Соавтор — Л.С. Потеева).
  20. О классификации сил в курсе теоретической механики. /Деп. в ВИНИТИ, № 2719-81 04.06.81 //Библ. указ. ВИНИТИ "Деп. рукописи". 1981. № 10, б/о 310.
  21. Автоматизированные обучающие системы в курсе теоретической механики // Управляющие системы и машины. Киев, 1982, № 4. C. 123-124.
  22. Об опыте изложения некоторых вопросов робототехники в курсе теоретической механики// Сб.научно-метод. статей по теоретической механике. М.: Высш. шк., 1983, вып.14. C. 6-8.
  23. О выборе некоторых конструктивных параметров руки манипулятора // Изв.вузов. Машиностроение. 1982, № 2. С. (Соавторы — В.Н. Вернигор, Н.Ф. Кравченко).
  24. Схват манипулятора // А.с.СССР № 982901 Бюл. № 47, 1982. 54. Автооператор для манипулирования деталями приборов // Станки и инструмент. 1983, № 5.С. 32.
  25. Определение необходимой точности позиционирования промышленного робота // Вестник машиностроения. 1983, № 8. С. 55-57. (Соавтор — Л.С. Потеева).
  26. Универсальный автооператор // Механизация и автоматизация производства, 1983, № 5. С. 6-7.
  27. Автоматическое определение уровня загрузки вибробункера // Механизация и автоматизация производства, 1983, № 8. С. 2-3. (Соавторы — В.В. Варенцов, В.Н. Вернигор).
  28. Манипулятор //А.с.СССР № 994210 Бюл. № 5, 1983.
  29. Схват манипулятора // А.с.СССР № 1042993 Бюл. № 35, 1983. (Соавторы — А.Е. Самсонов, Е.К. Смирнов).
  30. Некоторые свойства манипулятора промышленного робота, построенного по схеме ВВВ c параллельными осями // Изв.вузов. Машиностроение. 1984, № 6. С. 54-57.
  31. Захватное устройство манипулятора // А.с.СССР №1202870 Бюл. № 1, 1986 (Соавтор — В.А. Сухов).
  32. Роботы в курсе теоретической механики // Методические материалы по вопросам преподавания теоретической механики в высшей школе. Минск: МРТИ, 1984. C. 81-87. (Соавтор — Л.С. Потеева).
  33. Некоторые методы активизации учебной деятельности студентов // Активные методы обучения студентов вузов: Межвуз. сб. статей. Л.,ЛТА.1985. C. 29-31.
  34. По новому учебному плану // Вестник высшей школы. M.: 1986. № 9. C. 53-54.
  35. Принципы построения и методическое обеспечение автоматизированной обучающей системы по общественным наукам // Современная высшая школа. Варшава, 1987. № 3. C. 125-133. (Соавторы — З.О. Джалиашвили, А.В. Кириллов, Б.И. Федоров).
  36. Методика преподавания дисциплины "Промышленные роботы и их применение в гибких производственных системах" // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в техническом вузе: Межвуз сб. научн. тр. Л.: ЛЭТИ, 1987. C. 34-37.
  37. Повышению квалификации преподавателей вузов — новый импульс // Современная высшая школа. Варшава, 1989. № 4. C. 79-83.
  38. Театр одного актера // Энергия понимания. Размышления о высшей школе // Альманах. Л.: ЛГУ, 1990. C. 133-139.
  39. Что может и что не может дистанционное обучение? // Мир Internet, 1998. № 7-8. C. 116-118.
  40. Особенности специализации "Компьютерные технологии" и опыт подготовки по ней инженеров-педагогов // Вестник УМО по ППО. Екатеринбург, 1999, Вып. 1(24). C. 82-85. (Соавторы — Н.Н. Горлушкина, Н.Ф. Гусарова, А.П. Ищенко).
  41. Понятие технологической подготовки обучения // Межвузовский сб. научно-метод. статей "Образовательные технологии". СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2000. C. 35-40.
  42. Технологическая подготовка обучения // Вестник УМО по ППО. Екатеринбург, 2000. Вып. 1(26). C. 106-113.
  43. Образовательная программа подготовки инженеров-педагогов в области компьютерных технологий // Сб. статей "Современные образовательные технологии”. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2001. С. 55-58. (Соавторы — Н.А. Ярышев, Н.Н. Горлушкина).
  44. Подготовка педагогов профессионального обучения в техническом университете // Информационно-методический бюллетень профессионального образования “ПрофИнфо”, СПб. № 1. 2001. С. 15-18.
  45. Электронная газета вуза как средство учебно-воспитательной работы // Сб. статей “Учебные и справочные электронные издания Опыт и проблемы”, СПб.: Петербургский институт печати, 2001. С. 96-99. (Соавторы – Д.В. Дроздова, И.А. Лапшина).
  46. Ретроспективный анализ применения кибернетических подходов к проектированию инновационных образовательных технологий // Образование и наука. Известия Ур РАО. Екатеринбург. № 3. 2001.С. 62-75.
  47. Прогностический взгляд на применение синергетических подходов в педагогике // Образование и наука. Известия Ур РАО, Екатеринбург. № 4. 2001. С. 76-83.
  48. Место технических университетов в системе профессионально-педагогического образования // Образование и наука. Известия Ур РАО. Екатеринбург. № 5. 2001.С. 160-176.
  49. Принципы создания аттестационных педагогических измерительных материалов и компьютерной тестирующей программы по курсу “Концепции современного естествознания”// Научно-технический вестник. Вып. 1. Новые образовательные технологии. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2001. С. 43-44. (Соавтор – Е. Г. Гой).
  50. Применение инновационных образовательных технологий в курсе “Концепции современного естествознания” // Сб. докладов секции “Организация и обеспечение кадровой поддержки градоформирующих технологий” // Международная научно-практическая конференция “Градоформирующие технологии XXI века”. М.: МАДИ (ГТУ), 2001.С. 210-215.
  51. Об опыте проведения студенческих предметных олимпиад с использованием технологий дистанционного обучения // Труды Международной научно-методической конференции “Телематика-2001”. СПб., 2001. С. 122-123. (Соавторы — Н.Н. Горлушкина, А.Д. Береснев).
  52. Информационные технологии как основа создания системы управления качеством подготовки специалистов на примере курса “Концепции современного естествознания”// Труды Международной научно-методической конференции “Телематика-2001”. СПб., 2001. С. 123. (Соавтор – Е.Г. Гой).
  53. Заочная олимпиада по профессиональной практике с использованием Интернета как модель системы дистанционного обучения // Образование и наука. Известия Ур РАО. Екатеринбург. № 6. 2001. С. 127-137. (Соавторы — А.Д. Береснев, Н.Н. Горлушкина).
  54. Студенческая кафедра — новая форма воспитания профессионалов // Материалы IX Международной научно-методической конференции “Высокие интеллектуальные технологии образования и науки”. СПб.: СПб ГТУ, 2002. С. 127-128. (Соавторы — Н.Н. Горлушкина, Е.С. Козлова).
  55. Студенческая кафедра как новая форма воспитания будущих педагогов профессионального обучения // Межвузовский сб. научно-метод. ст. “Проблемы воспитания студенческой молодежи в современных условиях”. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. С. 145-150. (Соавтор — Н.Н. Горлушкина).
  56. Виртуальный музей истории вуза и перспективы его использования в воспитательной работе со студентами // Межвузовский сб. научно-метод. ст. “Проблемы воспитания студенческой молодежи в современных условиях”. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. С. 153-156. (Соавторы — Ю.Л. Колесников, А.А. Виноградов).
  57. Студенческий Интернет-клуб “Дебаты” как форма воспитания студентов вузов с инновационной направленностью // Межвузовский сб. научно-метод. ст. “Проблемы воспитания студенческой молодежи в современных условиях”. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. С. 156-157. (Соавтор— И.В. Кочан).
  58. О значении гуманитарной составляющей в подготовке студентов вузов к обучению в виртуальной образовательной среде // Межвузовский сб. научно-метод. ст. “Проблемы воспитания студенческой молодежи в современных условиях”. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. С. 158-164. (Соавтор — И.Г. Деньгинова).
  59. Перспективы развития профессионально-педагогического образования в технических университетах единого образовательного пространства славянских государств // Материалы Международной научно-практической конференции “Единое образовательное пространство славянских государств в XXI веке: Проблемы и перспективы”. Брянск, 2002. С. 76-80.
  60. Об опыте системного подхода к подготовке и повышению квалификации преподавателей в техническом университете // Сб. научн. ст. “Инновации в высшей технической школе России”. Вып. 1. Состояние и проблемы модернизации инженерного образования. М.: МАДИ (ГТУ), 2002. С. 401-411.
  61. Подготовка студентов вузов к обучению в виртуальной образовательной среде в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин // Сб. ст. “Инновации в высшей технической школе России”. Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании. М.: МАДИ (ГТУ), 2002. С. 422-427. (Соавтор — И.Г. Деньгинова).
  62. Применение инновационных образовательных технологий в курсе “Концепции современного естествознания”// Сб. ст. “Инновации в высшей технической школе России”. Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании. М.: МАДИ (ГТУ), 2002. – С. 126-131.
  63. Профессионально-педагогическое образование, университеты технического типа и критические технологии // Образование и наука. Известия Ур РАО. Екатеринбург. № 3. 2003. С. 23-34.
  64. Виртуальный музей истории создания и развития образовательного учреждения как составляющая его информационной среды // Научно-технический вестник. Вып. 9. Подготовка научных кадров: методики, технологии, результаты. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2003. С. 8-11. (Соавторы — Ю.Л. Колесников, Т.В. Шеламова).
  65. Состояние и перспективы развития профессионально-педагогического образования в университетах технического типа // Информационные технологии в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Межвуз. сб. научно-метод. ст. // Под ред. проф. М.И. Потеева. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. С. 6-21.
  66. Информационные технологии: классификация, использование в обучении, проектирование и сопровождение // Образование и наука. Известия Ур РАО. Екатеринбург. № 3. 2004. С. 13-24.
  67. Инновационная направленность воспитания воспитателей при подготовке педагогов профессионального обучения и преподавателей высшей школы // Проблемы подготовки преподавателей вузов по воспитательной работе со студентами в современных условиях: межвузовский сб. научн.-метод. ст. — СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. С. 247-258. (Соавтор — Н.Н. Горлушкина).
  68. Подготовка специалистов по проектированию и сопровождению информационных образовательных ресурсов // IX Санкт-Петербургская международная конференция “Региональная информатика – 2004: Материалы конференции. СПб., 2004. С. 276.
  69. Использование опыта подготовки инженеров-педагогов в подготовке специалистов по информационным технологиям в образовании // Информационные технологии в образовании: Международная школа-семинар “Технологии LINUX”. — М.: МПГУ, 2005. С. 28 — 36. (Соавторы — А.Д. Береснев, Н.Н. Горлушкина, С.К. Стафеев).
  70. «Введение в специальность» как дисциплина специализации образовательной программы «информационные технологии в образовании» // Информационные технологии в образовании: Международная школа-семинар “Технологии LINUX”. — М.: МПГУ, 2005. С. 37 — 46. (Соавтор — Н.Н. Горлушкина).

О нем: в книге Известные выпускники Университета ИТМО. Серия книг "Университет ИТМО: Годы и люди", выпуск 9 - СПб: 2015 - 390 с. - С. 264

Страница обновлена 6.08.2016