Изменить школьное образование: зачем выпускнику престижного вуза становиться учителем

Понедельник 21 Марта

Проект «Учитель для России» стартовал в 2015 году и был создан по международному аналогу: программа Teach for all работает в 37 странах мира, в том числе в Индии, Китае, Германии, Великобритании и других государствах. Оба проекта ставят одинаковые цели: повышение качества образования и обеспечение равного доступа к нему для всех детей вне зависимости от их места проживания.

«Во многих странах, в том числе и в России, так сложилось, что быть учителем не престижно. Кроме того, большая проблема заключается в ограничении доступа к образованию для детей из малонаселенных городов и деревень. Сегодня образование является инструментом социального лифта, и дети, которые не могут воспользоваться им, получают меньше возможностей», – пояснила Алена Маркович, сооснователь программы «Учитель для России».

Не секрет, что среднее образование, полученное в каком-нибудь крупном городе, да еще и, например, в частной школе, будет на порядок качественнее, чем в обычном общеобразовательном учреждении маленького городка. Кроме того, зачастую люди, которые могли бы изменить подход к ведению уроков, сделать их яркими и интересными, не идут работать в систему образования.

«По идее, в школах должны работать выпускники педвузов. Но в них абитуриенты зачастую идут по остаточному принципу, если не поступили в какой-либо другой университет. Действительно хотят работать в образовании только 5-7% выпускников педвузов, а становятся педагогами 30%. Сами понимаете, как они будут учить. Кроме того, сейчас в школах очень много учителей пенсионного возраста, хороших учителей. Но что будет, когда они уйдут? В селах ситуация еще более неприглядная: там один учитель может вести всю школьную программу», – обрисовал проблемы Алексей Мацкевич, который отвечает за привлечение и отбор участников для проекта «Учитель России».

Для повышения престижа профессии учителя и вывода школьного образования на качественно более высокий уровень и был запущен проект «Учитель для России». Участники, прошедшие многоступенчатый отбор, на два года становятся учителями в общедоступных российских школах, где дети особенно нуждаются в талантливых, молодых и мотивированных педагогах. Учителя программы работают на полную ставку (18 часов преподавания в неделю) и, помимо стандартной школьной зарплаты, получают специальную стипендию от спонсоров проекта: от 20 до 35 тысяч рублей в зависимости от региона и необходимости снимать жилье.

«Каким мы видим учителя? У него должна быть авторская позиция, высокая мотивация, наличие достижений, значимых для него самого, глубокое знание своего предмета, устойчивость к стрессу, уважение к окружающим», – сказал Алексей Мацкевич.

Для участия в программе нужно оставить заявку на сайте проекта. Затем с претендентом проводится онлайн-интервью. Далее успешные кандидаты проходят очный отборочный тур, в ходе которого выполняют различные задания перед комиссией из педагогов, бизнесменов, директоров школ. Участники, достойно выдержавшие все эти испытания, отправляются обучаться на летние выездные курсы, готовясь к выходу на новую работу. На летних курсах будущие учителя постигают не только основы педагогики, но и психологию взаимодействия с коллегами, особенности оформления необходимых школьных отчетов. Наконец, с 1 сентября подготовленные «учителя России» приступают к работе в школах Воронежской, Калужской, Московской областей.

Проект рассчитан на «проблемные» школы: работать с учреждениями, в которых все и так неплохо, нет смысла. Школы для этой программы тщательно отбираются. Очень многое зависит от готовности местных властей поддержать проект, а также от личной позиции директора школы и его желания развивать новые методы образования.

«Замечательно, когда человек приходит на эту работу осознанно. Необходимо понимать, что на нее уйдет очень много сил и времени. Вы придете в школу самым обычным учителем. Вы также будете следовать рабочей образовательной программе, но будете интегрировать в эту программу какие-то творческие детали, свои личные методы работы. Наша задача не в том, чтобы идти против правил, а в том, чтобы изменить систему к лучшему», – прокомментировала Улайя Аль Саббан, действующий участник программы «Учитель России», тьютор в МБОУ Каринская СОШ Одинцовского района Московской области.

Организаторы проекта отмечают, что «учителя России» служат некоторым катализатором позитивных изменений в школах, которые произойдут, конечно, нескоро.

«Программа длится два года. Но все мы должны понимать, что участников для нее отбирают, грубо говоря, на всю жизнь. Основное, что вы сделаете в системе образования, произойдет после этих двух лет. В течение первого года работы в школе вы встраиваетесь в коллектив, находите свой стиль. На второй год вы занимаетесь не только педагогикой, но и развиваете проект своей дальнейшей деятельности. Так, мы настраиваем наших учителей на директорскую перспективу. Также вы сможете впоследствии заняться политикой в области образования в правительствах разного уровня. Более того, после работы в школе вам будет проще начать бизнес в сфере образования», – привела примеры Алена Маркович.

На второй год с участниками проекта работают менторы из сфер образования, бизнеса, государственного управления, социального предпринимательства. Учителя программы могут разработать свой проект в сфере образования и на конкурсной основе получить финансирование на его реализацию.

Участники первого набора программы «Учитель России» уже трудятся в школах. Подать заявки на второй набор можно до 17 апреля 2016 года включительно.

Наталья Блинникова,

Редакция новостного портала Университета ИТМО