Ректор тоже человек: главы трех ведущих вузов рассказывают о студенческих годах

Четверг 26 Января

Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН

Выпускник Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина 1974 года, специальность — «Теплофизика».

Один день своей сессии я запомнил на всю жизнь. Эта история случилась со мной, когда я учился на четвертом курсе. Во времена моей учебы в ЛПИ у нас была традиция: всей группой, да и не только группой, а вообще всем Политехом в сессию собираться в местной забегаловке под названием «Гренада». Туда ходили почти все студенты института, и гарантированно можно было встретить своих одногруппников и однокурсников. Обсуждали, делились впечатлениями о том, кому что досталось на экзамене, какие вопросы задавали, кому как удалось сдать.

Шла сессия: я пришел на экзамен с утра и сдал его на «отлично». Как обычно, после экзамена мы с одногруппником заглянули в «Гренаду» отметить успешную сдачу. В это время в кафе как раз зашли студенты из параллельной группы, тоже только что с экзамена, но по другой дисциплине, которую нам предстояло сдавать через несколько дней. Они делились впечатлениями, рассказывали о том, в каком прекрасном настроении пребывал преподаватель, как принимал всех и с легкостью ставил хорошие отметки. Мы с приятелем подумали: почему бы не попробовать сдать досрочно еще один предмет? Попытали удачу — сдали, снова на «отлично». Вернулись в кафе. Зашла другая воодушевленная группа студентов под впечатлением от сдачи: мол, сдавать легко, преподаватель всем «пятерки» ставит и даже досрочников принимает. Оказалось, они обсуждали еще один экзамен нашей сессии, который мы должны были сдавать следом. На этот раз одногруппник со мной идти отказался, а я и этот экзамен сдал, причем опять на «отлично». Вот так однажды, впервые в своей жизни, я за один день закрыл почти всю сессию и установил собственный рекорд!

b=01,center

А другой случай со мной произошел, когда я уже стал ректором Университета ИТМО. Конец декабря у нас в вузе — время довольно напряженное: за неделю до Нового года подводятся итоги научно-исследовательской деятельности и ставятся задачи на следующий год. Эти вопросы мы всегда рассматриваем на собрании ректората. Ведется серьезная дискуссия, поднимаются важные вопросы о том, что было сделано, чего достичь не удалось, и намечается дальнейший план действий на целый год. Словом, дело нешуточное!

Однажды в начале 2000-х годов прямо во время итогового собрания открывается дверь и в ректорскую заходит… Дед Мороз со словами: «Кто у вас ректор? С Новым годом вас пришли поздравить мы со свитой!» И к нам заходит «свита»: Снегурочка, гномики, белочки, зайчики — всего человек пятнадцать. Включается музыка, Дед Мороз объявляет: «А сейчас — подарок ректору — танец со Снегурочкой!» И вот, под хлопанье и улюлюканье белочек и гномиков, в самый разгар напряженного собрания, мне пришлось принимать подарок — танцевать со Снегурочкой. Дед Мороз и его свита, конечно, были студентами.

Понятно, никто не ожидал, что на серьезное совещание всего ректорского состава университета придут переодетые в новогодние костюмы студенты и предложат ректору потанцевать со Снегурочкой. Зато, когда они ушли, напряжение собравшихся спало и настроение заметно улучшилось. Все вдруг вспомнили, что Новый Год буквально через неделю, и оставшаяся часть собрания прошла легко и позитивно. Это самый запоминающийся новогодний подарок от студентов, который мне когда-либо дарили!

Николай Кудрявцев, ректор МФТИ, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН

Выпускник факультета молекулярной и химической физики МФТИ 1973 года.

b=02,center

Когда мы встречаемся с однокурсниками, то вспоминаем учебные годы, и часто всплывает история о прохождении военной практики.

После 5-го курса студенты Физтеха ездили на сборы в Псковскую область, в исторические места пребывания Александра Пушкина, недалеко от села Михайловское. Там была организована воинская часть и вооружение, в такой атмосфере физтехи могли проявить себя и продемонстрировать знания, полученные ими в ходе четырех лет обучения. Для многих военная практика была тяжелым испытанием: привыкшие к научной работе в лабораториях студенты не сразу адаптировались к изнурительному физическому труду, ранним подъемам и новым видам деятельности. Шефство над нами взял подполковник местной воинской части, который также поначалу не вызывал доверия, и, думаю, это было взаимно. К середине месяца, присмотревшись друг к другу, наслушавшись смешных случаев и анекдотов, мы прониклись к офицеру за его веселый нрав, а он перестал видеть в нас ученых-физиков, увлеченных только наукой и книгами, понял, что мы — ребята с отличной физической подготовкой и стремлением достигать спортивных высот.

В последний день практики все сдавали экзамен — в основном это происходило успешно, на «4» и «5». После сдачи офицер выстроил около 300 человек студентов Физтеха, уже пребывающих в приподнятом настроении от осознания скорого возвращения домой, и бодрым голосом скомандовал: «А теперь, ребята, за физическую работу!». Перед штабом красовалось большое — больше футбольного — поле, которое нужно было в лучших традициях дачного советского реализма перекопать, избавив от сорной травы, и оставить только цветы. А надо сказать, студенты Физтеха в те времена часто бывали в стройотрядах, поэтому, быстро вооружившись лопатами и сообразив, как их удачнее взять в руки, чтобы затратить меньше времени и энергии, мы начали выпалывать мелкую травку и оставлять на поле только высокие ярко-алые маки. Разделавшись с сорной травой, временная военная рота Физтеха выстроилась в ожидании своего офицера. Каково же было наше удивление, когда подполковник, выйдя из машины, около трех минут стоял как вкопанный, побелев, и не мог вымолвить ни слова! «Ребята, это вы нарочно, да?» — спросил, наконец, он. В чем проблема, мы сначала не поняли совсем: «Как же нарочно? Сорные цветы выпололи, а маки — оставили!». Он отвечает: «Да вы что, какие маки! Командир из Чехии траву привез и засеял! Маки надо было перекапывать, а травку — оставлять!».

Позже, когда все немного успокоились, офицер поговорил с командиром, который посмеялся над историей и пообещал привезти из Чехии новую поставку маленьких неприметных цветочков.

Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета, кандидат исторических наук

Выпускник исторического факультета Уральского государственного университета (прежнее название УрФУ) 1986 года.

b=00,center

Студенческий период моей жизни пришелся на «застойно-перестроечный» период, но университетские годы стали самыми яркими и запоминающимися: общага, учеба, занятия наукой, военка, целина, закаливание, языки, экспедиции, общественная работа.

Визитной карточкой университета были политбои — некий аналог не очень разрешаемого тогда КВН: с кем мы только не сражались. Я руководил командой и с удовольствием разбирался в перипетиях международной обстановки. Весной 1984 года мы «раскатали» команду Пермского госуниверситета в теоретической части, но не смогли одолеть четырех полупрофессиональных артистов пермского театра политсатиры. Тогда мы проиграли, но достойно. Вообще для политбоев приходилось часто менять образы: быть и Волькой-ибн-Алешей, и арабским дервишем-сказателем, и беспристрастным испанским королем, и коварным натовским генералом, и многими другими персонажами.

b=03,center