Как применять науку в искусстве: перспективы новой магистерской программы в партнерстве с Университетом Аризоны

Четверг 21 Апреля

Перспективы создания магистерской программы проректор по международной деятельности Университета ИТМО Дарья Козлова обсудила с проректором Университета Аризоны Майклом Проктором еще на 27-ой ежегодной конференции Европейской ассоциации международного образования (EAIE-2015), которая состоялась полгода назад в Глазго. Для более детальных переговоров и знакомства с будущими коллегами в апреле петербургский вуз посетили профессора оптических наук Университета Аризоны – заведующий кафедрой физики конденсированных сред Чарльз Фалько и заведующий кафедрой оптических накопителей Масуд Мансурипур.

Совместная магистерская программа будет направлена на подготовку специалистов в области изучения, анализа, защиты, а также создания произведений искусства. Выпускники смогут работать не только в музеях, но и в различных государственных и промышленных структурах, которые создают и применяют новые технологии в искусстве.

Профессора Университета Аризоны подчеркнули, что во всех базовых вопросах сотрудничества с представителями Университета ИТМО было достигнуто полное взаимопонимание. Теперь у специалистов двух вузов есть полтора года, чтобы проработать магистерскую программу.

«Университет ИТМО известен по всему миру как ведущий российский вуз в области оптики. Если бы мы не оценивали высоко деятельность его выпускников и ученых, то не были бы заинтересованы в развитии сотрудничества. Это будет уникальная образовательная программа с сильной практической составляющей. Пока сложно сказать, на что именно могут быть направлены проектные работы студентов. Вариантов очень много, потому что редкие ученые применяют свои знания  в области фотоники и лазерной техники к анализу предметов искусства. Здесь открывается большой простор для исследований», – прокомментировал профессор Чарльз Фалько.

Его коллега, профессор Масуд Мансурипур добавил, что в Университете Аризоны студенты аналогичного направления подготовки изучают не только теории и концепции в искусстве, но и фундаментальную оптику, что позволяет им применять свои знания практически в любых научных сферах.

О том, как может взаимодействовать наука и искусство и как с помощью оптики можно изучать и сохранять искусство, профессор Фалько рассказал в своей лекции студентам Университета ИТМО. Год назад ее могли услышать все участники открытия Международного года света и световых технологий в Санкт-Петербурге.

Чарльз Фалько известен как разработчик теории о влиянии оптических приборов (камера-обскура, камера-люцида, изогнутые зеркала) на реалистическую технику изображения в классическом европейском искусстве. Исследования в этой области он проводил в сотрудничестве с известным английским художником Дэвидом Хокни. Результаты их совместной работы были опубликованы в книге Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters.

Ученый и художник пытались решить актуальный вопрос, которым задавались многие искусствоведы: почему на переломе Средневековья и Ренессанса, то есть в 14-15 веках, художники массово стали создавать удивительно реалистичные с точки зрения освещения, объема и перспективы картины.

Картина «Муж и жена» Лоренцо Лотто была создана в 15 веке. На ней изображены два человека, сидящих за столом, покрытым узорчатой красной тканью. При этом часть узора, что ближе к переднему плану – в фокусе, а часть, которая ближе к среднему плану – вне фокуса. Сейчас в этом нет ничего удивительного: мы привыкли видеть на фотографиях границы резкости и размытости. Но человеческий глаз проецирует все предметы, на которые падает взгляд, в фокусе. Как художник позднего Средневековья догадался нарисовать картину с разницей четкости изображения?

Профессор Фалько также привел в пример люстру на «Портрете четы Арнольфини» Яна Ван Эйка. Такие сложные блики и реалистичную игру света невозможно было перенести на бумагу только с помощью кисти, учитывая то, что расположение бликов на лампе менялось бы при малейшем повороте головы художника. И таких примеров в искусстве того времени огромное множество.

Чарльз Фалько и Дэвид Хокни предположили, что художники эпохи Ренессанса пользовались техникой, а точнее различными приборами с эффектами оптической проекции, например, камерой обскура. Эта конструкция была известна еще в 4-5 веках до нашей эры и представляла собой темную комнату, в которую сквозь небольшое отверстие попадал свет. Так в комнате получалась проекция того, что находилось перед отверстием, но в перевернутом виде. Но проецируемое изображение было слишком размытым, потому что тогда еще не были изобретены достаточно качественные линзы. И художники не могли перерисовать проекцию на бумагу.

Картина «Портрет четы Арнольфини» стала ключом к подтверждению теории Хокни-Фалько, на которой также изображено вогнутое зеркало. Такое зеркало может проецировать картину отражаемого достаточно четко. Именно с его помощью, согласно исследованиям художника и физика, и получилось создать столь реалистичную люстру на этом полотне.

Это лишь часть огромного массива оптических исследований, которые провели Дэвид Хокни и Чарльз Фалько. Профессор Университета Аризоны продолжает заниматься этой научной областью. Кроме вклада в историю искусства, благодаря оптическим исследованиям можно открыть новые способы сохранения художественных полотен, методики экспертизы на подлинность и добиться других важных результатов. Всем этим в том числе могут заниматься и будущие магистранты новой магистерской программы.

Наталья Блинникова,

Редакция новостного портала Университета ИТМО